Метапредметные навыки (метаумения) — универсальные общеучебные навыки и умения, включающие в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться межпредметным понятиям.
Интерактивную песочницу активно используют как при работе с детьми младшего школьного возраста, так и с дошкольниками. Учитывая возрастающую роль софт-навыков в современном мире, мы понимаем: важно уделить особое внимание мягкому формированию метапредметных компетенций уже с раннего возраста. Такие компетенции позволят детям быть более успешными, гибкими, коммуникативно-грамотными в меняющемся, нестабильном мире.
Разберём возможность интерактивной песочницы в вопросе формирования метапредметных навыков у детей в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
- В интерактивной песочнице ребёнок овладевает способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств её осуществления. Например, в режиме “Поиск сокровищ” ориентируясь по инструкции в пространстве игрового поля, найти клад, что является успешным прохождением уровня.
- Для освоения детьми способов решения проблем творческого характера, можно воспользоваться режимом “Раскраски”, где с помощью изменения уровня песка (откапывания или насыпания) можно менять цвета и раскрашивать многочисленные картинки. Ребёнок, путём экспериментирования, сам подбирает цветовую палитру.
- В целях формирования у детей умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, а также для определения наиболее эффективных способов достижения результата, отлично подходит режим “Черепашка”, в котором дети могут планировать свои действия помогая черепашке и анализировать путь её следования. Кроме того, важно оценить скорость движения черепашки и скоординировать свои действия или действия команды, чтобы достичь хорошего результата в общем игровом пространстве.
- Возможность формирования умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать, а также освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, заложены в режиме “Животные”, в котором дети запоминают расположение животных – закапывают под картинки соответствующие игрушки, а после того, как животные “разбегутся”, нужно найти тех, кто поменялся местами. На этапе рефлексии у детей формируется поминание причин неуспеха, а педагог направляет ребят на конструктивные выводы. Так дети учатся концентрировать внимание, расширять объём запоминания, сосредотачиваться на успешном выполнении игровых заданий.
- Для формирования мета-навыков активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, мы предлагаем режим “Вулкан”, в котором команда детей, объединившись, могут создать рельеф в песочнице, чтобы увидеть извержение вулкана. Формируется умение определять общую цель и пути её достижения: в режиме важно уметь договариваться, стараться для одного общего дела, работать в команде слаженно и быстро.
- Формирование и развитие экологического мышления возможно в режиме “Подводный мир”, где дети рассматривают, изучают и “ловят” морских обитателей. Режим отлично подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
- Для формирования умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности и корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, подходит режим “Космос”, где ребёнок использует логические игры, выстраивает траектории робота-Марсика с учётом расхода его топлива и достигает всё лучших результатов.
- Умение выстраивать игровую деятельность как индивидуально, так и в группе можно в режиме “Мультфильмы”, где пользователь имеет возможность загрузить свой видеоряд и персонажей для просмотра видео-фрагмента нужно “откапать” всю картинку и угадать мультфильм. Дети сплочённо действуют и помогают друг другу вспомнить мультфильм.
- Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, дети приобретают в процессе театральной постановки в режиме “Времена года”. Используя фигурки людей, животных, растений, домов и т.д., можно разыгрывать многочисленные постановки и менять декорации, изменяя рельеф, ландшафт и время года в данном режиме. В рамках этого режима тренируется умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение других детей.