Детям дошкольного возраста сложно воспринимать информацию, представленную в схематичном виде: например, на карте. Это объясняется особенностями мышления ребят дошкольного возраста. Но в школе этот навык становится важным, так как начиная с начальных классов очень много материала детям подается как раз в схематичной форме. Именно поэтому необходимо формировать данный навык в старшем дошкольном возрасте.
Отличным помощником в решении такой задачи является интерактивная песочница.
Чем поможет интерактивная песочница?
Использование топографической песочницы в детском саду даёт множество преимуществ. Игровые упражнения с ней обеспечивают визуальный и тактильный опыт, а вау-эффект, который она оказывает, позволяет более эффективно усвоить полученные знания.
В работе с чтением карт интерактивная песочница помогает детям понять географические, геологические и гидрологические аспекты устройства Земли. Дети узнают о рельефе, сторонах света, происхождении рек и озер в игровой и интуитивной форме.
А самое главное, ребёнку гораздо легче перенести на песок особенности местности, которую он видит на карте.
Давайте на практике разберём, как можно включить интерактивную песочницу в образовательный процесс.
На начальном этапе в дошкольном возрасте можно играть в простую игру на песке «Построй по схеме». Ребенку предлагается простая схема, где есть 3 вида ландшафта: равнина, гора и водоём. Задача: построить в интерактивной песочнице такой же ландшафт, расположив все объекты в соответствующем месте. В этом простом игровом упражнении заложена огромная ценность для развития ребенка:
- Ребенок сопоставляет схему (как правило, небольшую по размеру) с большим полем песочницы, иначе говоря – работает с масштабом, развивает зрительно-моторную координацию.
- Ребенок тактильно закрепляет информацию о том, что горы высокие, а водоемы образуются на месте котловин и впадин.
- Воспитанник создаёт новый мир, тем самым развивая воображение, креативное мышление.
На дальнейших этапах можно усложнять задачу, добавляя в игру животных, живущих в тех или иных особенностях ландшафта. Здесь можно давать детям очень интересную информацию о том, почему, например, горный козел живёт именно в горах и как он приспособлен к этому виду ландшафта.
На ещё более поздних этапах работы по теме «Топография» можно использовать топографические знаки, обозначающие хвойные и лиственные леса, равнины, холмы, мосты, колодцы и т. д.
Вы можете распечатать дидактический материал и расположить его в ландшафте интерактивной песочницы согласно карте.
Топографическая песочница — отличный практический инструмент, развивающий любознательные и творческие умы с раннего возраста. Интеграция его в учебную программу детского сада не только сделает обучение увлекательным, но и облегчит базовое понимание сложных топографических понятий. При правильном руководстве и поддержке дети могут получить огромную пользу от этого интерактивного оборудования.
Узнайте больше о возможностях интерактивной песочницы
Прослушайте аудиоверсию статьи: