Конечно, нужно исходить из его интересов: согласитесь, будет сложно вовлекать в образовательный процесс ребёнка, интересующегося машинками, с помощью кукол. Но как вызвать интерес у малыша, который погружён в телефон и не выпускает его из рук даже на занятии? Да ещё и со сложным диагнозом?
Своим опытом поделилась Вера Владимировна Кошевая, педагог-дефектолог со стажем 14 лет. Далее с её слов.
Знакомство с юным смышлёнышем
«Вчера на занятии у меня был мальчик Юра, 5 лет (ОНР II уровня у ребенка со СФД, ЗПР, СДВГ). «Маленький смышлёныш», — подумала я, увидев его впервые: слышит и видит всё происходящее вокруг, не отрываясь от телефона. В беседе с мамой выяснилось, что это необходимая мера. Так как, приходя с работы, нужно: приготовить ужин, накормить ужином, помыть посуду, сделать домашку со старшим ребенком, потом стирка, глажка и прочее. «Как и у всех людей» — сказала Юлия, мама Юры.
Мальчик очень подвижный: такое ощущение, что он находится сразу во всех уголках дома. Поэтому и пришлось однажды включить на телефоне игру, чтобы Юра спокойно посидел, а мама успела сделать все необходимые дела. Так и повелось: ребёнок большую часть времени проводит в телефоне, и это реалии нашего мира.
«Как же мне организовать с ним занятие так, чтобы оно стало не только увлекательным и познавательным, но и позволило мне реализовать поставленные цели и задачи?» — задалась я вопросом.
Маленькая победа
В нашей организации есть оборудование «Интерактивный физкультурный комплекс» и в комплекте с ним мячи. Для занятия я решила использовать именно его и попробовать привлечь Юру к игровому процессу, но уже уходя от гаджета. Это обучение в движении. Ребёнок самостоятельно управляет игровым упражнением, попадая мячом в цель. Почему именно ИФК? В данном случае ребёнок привязан к цифровому миру, ему не интересны обычные игрушки, он погружён в ирреальный мир. И в образовательном процессе необходимо организовать развивающую среду таким образом, чтобы он почувствовал себя не только комфортно, но и смог включиться в коррекционно-образовательный процесс.
Подойдя к Юре, я обратила его внимание на «живую» стену и начала занятие: «на африканском континенте очень часто животные страдают от засухи и длительного отсутствия дождей. Сейчас у нас есть возможность помочь бедным животным. Для этого необходимо починить водопровод: в искусственном водоеме появится вода, и животные смогут утолить жажду.
Разобранный водоём на экране поделен на квадраты – пазлы. Менять расположение труб и их направление можно с помощью мяча – нужно собрать водоём воедино. И тогда животные, которые туда придут, смогут утолить жажду».
Я дала Юре маленький мячик и стала играть сама. Мячик дала один – нужно не только бросить, но и поймать. Ребёнок увидел процесс игры и присоединился ко мне! Вот это результат – телефон убран в сторону. И мы вместе в игровом образовательном пространстве!
Залог успеха в образовательном процессе – это…
Игра была увлекательной и понравилась Юре. Не только из-за сюжета (хотя видно было, как ему хотелось помочь животным!). Также большое значение имел соревновательный эффект: ребёнок старался не совершать ошибок, так как понимал, что каждая неточность увеличивает время выполнения задания.
В конце занятия мама была приятно удивлена, что ребёнок убрал в сторону телефон и с удовольствием занимался с педагогом. Она с улыбкой благодарила меня, а Юра тем временем спрашивал, точно ли всех животных удалось напоить? И хотел поиграть ещё.
Я поделилась этой историей, потому что хочу, чтобы каждый из вас использовал в работе те методы и приёмы, с помощью которых можно учитывать индивидуальные способности, возможности и потребности каждого ребенка. Именно это позволит выстроить образовательный процесс, исходя из его заинтересованности, включённости и мотивированности. Что в конечном итоге поможет педагогу повысить эффективность занятия и увидеть улыбки на лицах детей и родителей».
Узнайте, какие ещё задачи решает Интерактивный физкультурный комплекс, тут.