Проблема реабилитации детей с аутизмом актуальна в настоящее время, как никогда. В России в системе здравоохранения для детей с РАС ведущими видами помощи остаются именно лечебные виды. Однако, по мнению ведущих специалистов в этом вопросе, для реабилитации детей с таким диагнозом необходимо сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы, прежде всего, базируются на том, что в клинике РАС основное место принадлежит нарушениям аутистического спектра: поведения, речи, моторики, задержкам психического развития.
В данной статье предлагаем вам рассмотреть опыт внедрения в коррекционно-образовательный процесс для детей с РАС интерактивного комплекса Умное зеркало ArtikMe и другого интерактивного оборудования.
Умное зеркало ArtikMe
Умное зеркало ArtikMe – это интерактивный комплекс, который выглядит как большой монитор с полузеркальным напылением. Также в комплект входит программное обеспечение с игровыми упражнениями, методическое пособие, микрофон, возможность записи занятий, методическая и техническая поддержка.
Включая этот комплекс в коррекционно-образовательный процесс, педагог мотивирует ребёнка помогать персонажам, концентрирует его внимание на действиях, которые он совершает, а также развивает все ВПФ. Ребёнок, взаимодействуя с персонажами на занятиях, легко включается и выполняет поставленные перед ним цели и задачи.
К данному интерактивному оборудованию разработана программа «Методика работы с детьми с РАС с включением Умного зеркала ArtikMe в коррекционно-образовательный процесс», которая прошла апробацию в 20 ОО России. Методика насчитывает Подобранные упражнения в примерных конспектах тесно связаны между собой. Языковые навыки приобретаются, прежде всего, через подражание: ребёнок слышит слово и повторяет его. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда понимается повторяемое слово. Поэтому в программу по совершенствованию речи вводятся упражнения, которые стимулируют имитацию и развитие речи. У детей, которые ещё не разговаривают, в начальных упражнениях речь комбинируют с жестами. Все смежные навыки, включая речь, игру, умение смотреть в глаза, разбиваются на мелкие отдельные компоненты.
Уникальность интерактивного комплекса именно в работе с РАС в том, что поверхность Умного зеркала – полузеркальная. И ребёнок, выполняя игровые упражнения, при этом привыкает к своему отражению, а также к отражению педагога, учится вырабатывать зрительный контакт.
Что включает в себя функционал Умного зеркала?
Умное зеркало насчитывает более 130 игровых упражнений, направленных на: запуск речи, развитие артикуляции, мелкой моторики, постановку дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков в словах и предложениях.
Также если мы говорим о более расширенной специфике – например, работе с комплексом педагога-дефектолога или логопеда, он может заниматься с детьми с такими нозологиями, как ТНР, ЗРР, ЗПР и другими.
Какие ещё интерактивные комплексы подойдут для работы с детьми с РАС?
В работу с детьми с РАС педагоги берут различные наработки, разработки, в т.ч. и интерактивную песочницу-стол, интерактивный пол Magium, интерактивный комплекс подвижных игр Играй и развивайся.
С 2016 года и по настоящее время Интерактивный комплекс подвижных занятий «Играй и развивайся» используется в неврологическом отделении ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница». Оборудование успешно используют для восстановления функций верхних конечностей, когнитивных функций врачи-неврологи, инструкторы лечебной физической культуры, сотрудники кафедры нервных болезней ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России.
По заключению, полученном от ГБУ ЦСПР «Роза ветров» о возможности применения мобильного интерактивного оборудования «Интерактивный пол Magium» и «Интерактивной песочницы-стола», были успешно взяты в работу педагогами-психологами, учителями-дефектологами по направлениям социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация. Так как данное оборудование способствует психологической разгрузке ребёнка, развивает и формирует ценные и значимые качества, способствует благоприятной социальной адаптации ребёнка. С помощью игровых упражнений данного оборудования дети развивают психические процессы: внимание, мышление, память, учатся конструировать и моделировать.
В заключение хочется добавить, что работа с интерактивным оборудованием оказывает положительный эффект на коррекционно-образовательный процесс: педагог становится наставником, который корректирует воспитание и обучение, направляя ребёнка в нужную сторону. Поэтому интерактивные комплексы от компании «Инновации детям» помогают развивать у каждого ребёнка ВПФ, эмоции и такие качества, как отзывчивость, доброта, коммуникабельность, ответственность и другие.
А для педагога данные комплексы помогут уменьшить количество дидактического материала, вести работу с документацией, повысить эффективность занятий и поможет ярко и не трудозатратно включиться в коррекционно-образовательный процесс.
Узнайте об интерактивных комплексах подробнее
Скачайте демо-версию методики по работе с РАС
Прослушайте аудиоверсию статьи: