Инновации детям//Блог

Профессиональная ориентация подростка

Котлованова Олеся Владимировна

Котлованова Олеся Владимировна

Педагог высшей категории, врач-психотерапевт, специалист по песочной арт-терапии, НЛП-практик, методист компании “Инновации детям”

Все статьи автора

Поговорим о проблеме выбора профессии и выбора жизненного пути в контексте работы с подростками. Даже занимаясь разработкой интерактивных комплексов преимущественно для дошкольников мы, методисты компании “Инновации Детям“, при общении с педагогами на вебинарах и выставках сталкиваемся с вопросами подростковых задач. Педагоги и сами являются родителями, а потому вопрос действительно насущный. Есть вопросы – находим ответы.

Каждый день мы что-то выбираем: товары в магазине, свою реакцию на событие, как действовать и т.д. Иногда выбор становится проблемой в глобальном плане: проблемой самоопределения и самореализации. Итак, поговорим о профориентации и проблеме выбора профессии, начиная со школьного детства.

Как выбрать:

Итак, “Куда пойти учиться? Кем быть? Не могу выбрать…” Если ребёнок имеет несколько возможностей, но не может выбрать, то вероятно, проблема в решении. “А вдруг мне это разонравится? А вдруг не найду работу по этой специальности? А вдруг ошибусь?”

Давайте разбираться с ошибками: каждый выбор – это обогащение себя возможностями, расширение рамок мышления и кругозора. Так, ребёнок может наработать поведенческую и мыслительную гибкость. Куда бы ты ни пошел, везде можешь приобрести универсальные навыки по самоорганизации, управлению своим временем, работе в команде и другие нужности. По большому счёту, подойдёт любая “тренировочная база”. И тогда не столь критично, на кого ты учишься. Гораздо ценнее, как растёшь над собой и как готовишь себя для жизни.

Техника для выбора:

Часто для решения проблемы выбора мы используем со своими учениками и клиентами-подростками технику временной линии. Есть ты, здесь и сейчас. А есть два пути – специальности, между которым выбираешь. А пойдём-ка прогуляемся по каждой из этих дорог: как чувствуешь себя в учебном заведении и после него? Как себя представляешь в первой специальности? Как тебе там через 5-10-20 лет ? А если пойдём по второй дороге – специальности? Как там? Обычно, исследовав каждую из дорог, школьник может описать свои ощущения положительные и отрицательные. Всё это – скрытые атрибуты каждого из выборов, всё это лежит в психике, но иногда замалчивается, закапывается, отодвигается. Это как в шуточной технике. Ты думаешь, купить яблоки или бананы? Бери монетку и кидай: пока она летит, ты уже ловишь своё внутреннее желание, например: “Только бы не яблоки!”

Основа для старта:

Иногда школьник не имеет проблемы выбора между вариантами, а просто пребывает в “мутной” атмосфере и не знает, куда пойти. Какие навыки принесут хороший доход и удовлетворение от жизни? Иногда подростки с родителями проходят профориентационное тестирование, заглядывают в прогнозы специалистов, смотрят “Атлас профессий будущего”… Никто не знает, что будет востребовано через несколько лет. Знать невозможно, можно лишь догадываться. Поэтому, иногда в процессе нашего общения школьник решает идти учиться на максимально базовые специальности, дающие основу знаний, на которую легко будет “нанизывать” новые навыки в будущем. А кто-то морально разрешает себе начать следовать за мечтой и пойти туда, чем горишь! И это важно обсуждать с педагогами, родителями, психологами. Нужно помочь ребёнку позволить себе следовать за желанием.

Гарантия счастья:

Нашему подростку важно понять и почувствовать: что меня наполняет? Вопрос именно такой: не про то, что нравится или получается, а что даёт внутренние ресурсы. У ребёнка может что-то прекрасно получаться. Например, есть спортивные достижения, однако, каждое соревнование даётся трудно морально, истощает… Навыки можно наработать легко, если заниматься тем, что наполняет энергией, светом. Поэтому и выбирать специальность будет логичнее всего, исходя из наполняемости, от чего хочется жить, после каких видов деятельности чувствуешь себя сильным, ресурсным, здоровым. И тогда, что бы ни предложило нам будущее, выбранная деятельность позволит оставаться счастливым и гармоничным.

Пусть проблема профориентации перерастёт в задачи профориентации и станет интересным процессом исследования возможностей личности нашего школьника.

Узнать подробнее вы можете на курсе вебинаров “Профориентация”. Присоединяйтесь! Расписание смотрите по ссылке.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Обсудим все вопросы!

Узнайте о продукте больше

Комплекс «Играй и развивайся»

Комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности дети изучают окружающий мир, географию, строение земли, цвета, фигуры, учатся ориентироваться в пространстве, развивают память, внимание и логику.

Подробнее
logo