Марина Янковчук, кандидат психологических наук, основатель клуба-магазина Учигрушки.
Инновации детям (далее ИД): Марина Николаевна, добрый день! Рады нашему партнерству и благодарим за советы по улучшению интерактивной песочницы. Расскажите, пожалуйста, про ваш клуб.
Марина Николаевна (далее МН): В этом году мы открыли клуб-магазин «Учигрушки». Мы стараемся подобрать игрушки, которые позволят каждому ребенку наиболее полно раскрыть свои способности с учетом пола, возраста, направления и уровня развития. В этом смысле мы не просто продаём товар, мы объясняем, почему он будет полезен конкретному ребенку.
Например, «Пирамидка». Существует множество вариаций игрушки, и важно выделить её развивающие функции: изучение цветов, порядка и видимости объектов. В итоге игрушка должна быть «чистой формы». Во многих случаях дополнительное оформление не позволяет ребенку испытать развивающую функцию игрушки. Внимание теряется на форме, предназначении, и так далее.
Другой распространённый пример — машинка для мальчиков. Существует множество вариантов исполнения, но главными при этом должны быть её движение, возможность посадить в неё пассажиров. Если это грузовая машинка, то тоже должна быть возможность устроить для детей соответствующую ролевую игру. Взаимодействовать с машинкой, развивать воображение, выстраивать сценарий и играть.
ИД: Как вы узнали об интерактивной песочнице?
МН: Мы познакомились с вашей продукцией на выставке «Международный образовательный салон». Идея и исполнение интерактивной песочницы нам понравились с первого взгляда. Мы поняли, что песочница отлично дополнит концепцию магазина и привлечёт к нему дополнительное внимание. Нам нравится, что сейчас мы работаем в формате сотрудничества и предложений с вашей компанией, совершенствуем сценарии для песочницы и интерактивного стола.
ИД: Какие режимы песочницы вы используете в своей работе?
МН: Практически все, приятно, что режимов много, остановлюсь на тех, которые используем регулярно:
Топовый режим для нас – это «Поиск Сокровищ».
Режим нравится всем возрастам, в том числе ещё не читающим детям. Развивающая функция позволяет изучить понятия «налево», «направо», счёт, ориентация на плоскости. Ребёнок не воспринимает игру как занятие и легко усваивает данные знания. В чистом виде это игровая деятельность, которая приводит к развитию. Для детей с начальным уровнем чтения появляется отличная мотивация, чтобы прочитать задание и выполнить его. Режим интересен и для умеющих читать детей, в том числе младшего школьного возраста. Пока мы не нашли предел по возрасту ребёнка, у всех он вызывает высокую вовлечённость.
Также очень понравился режим «Вулкан». Зарождение вулкана воспринимается как чудо уже несколькими десятками детей, приходящими в наш магазин и вновь и вновь наблюдающими за этим невероятным действом.
Режим «Город» используем в работе с детьми регулярно. Как пример выпускаем корабль по реке и получаем увлекательную ролевую игру с различными фигурками и игрушками (транспорт, дома). Отлично работает сценарий с выстраиванием фигурок.
Очень нравится режим «Времена года». Дети взаимодействуют с предметами, им нравится озвучка, цвета. При смене времён года картина природы меняется, и дети обсуждают, почему это произошло.
«Подводный мир» – очень интересен. Мы специально заказали наглядный материал по этой теме.
Игра «Черепаха» вызывает интерес не у всех детей, потому что она требует внимания, ловкости и усидчивости. В общем, для детей, которые в достаточной мере организованны.
ИД: Как песочница помогает в психологической работе с детьми?
МН: Начнем с интерактивности. Интерактивность – это комплексное восприятие. Поэтому песочница так хорошо работает — все пять чувств задействованы одномоментно. Например, в режиме «Поиск сокровищ» переход к новому заданию сопровождается активной «отбивкой» (мелодией). Она даёт большой стимул для многих детей, особенно для тех, у кого недостаточный уровень похвалы в семье или детском саду. Ребёнку это необходимо как подтверждение успеха. Это – мотивационная подпитка ребёнка, который испытывает недостаток во внимании.
Интерактивная песочница обладает мощной диагностической функцией. Психолог может понаблюдать за играющими детьми и составить экспресс психологический портрет в течение 15-20 минут. Как ребёнок реагирует, как ребёнок взаимодействует, как может выполнять или не выполнять алгоритм задания. Каким образом он воспринимает какие-либо ограничения и выполнение правил. Может ли ребёнок быть управляемым, либо с этим нужно работать. Наблюдая в течение одного-двух занятий за игрой ребёнка в песочнице, психолог отмечает основные моменты. Это уже дает главные направления для работы, не нужно начинать с нуля, «прощупывать» и только к N-ой встрече находить проблему. Я начинаю понимать ребёнка, когда он видит песочницу в первый раз, по его реакции уже очень много можно сказать о его личности. Затем в процессе игры подтверждаются первоначальные наблюдения. Конечно, есть погрешности, но в целом все срабатывает просто удивительно!
ИД: Марина Николаевна, благодарим вас за интересный диалог!
МН: Спасибо вам, успехов в дальнейших разработках!