Интерактивная песочница – отзыв кандидата психологических наук

03 октября 2017

Своим мнением об интерактивной песочнице поделилась – Янковчук Марина Николаевна, основатель клуба-магазина Учигрушки, кандидат психологических наук.Янковчук Марина Николаевна

Инновации детям (далее ИД): Марина Николаевна, добрый день! Рады нашему партнерству и благодарим за советы по улучшению интерактивной песочницы. Расскажите, пожалуйста, про ваш клуб.

Марина Николаевна (далее МН): В этом году мы открыли клуб-магазин «Учигрушки». Мы стараемся подобрать игрушки, которые позволят каждому ребенку наиболее полно раскрыть свои способности с учетом пола, возраста, направления и уровня развития. В этом смысле мы не просто продаем товар, мы объясняем, почему он будет полезен конкретному ребенку.

Для примера можно обсудить «развивающая игрушка пирамидкаПирамидка». Существует множество вариаций игрушки, и важно выделить ее развивающие функции – изучение формы, цветов, порядок и видимость объектов. В итоге игрушка должна быть «чистой формы». Во многих случаях дополнительное оформление не позволяет ребенку испытать развивающую функцию игрушки. Теряется внимание на форме, предназначении, и др.

Другой распространённый пример – машинка для мальчиков. Существует множество вариантов исполнения, но главными при этом должны быть её движение, возможность посадить в нее пассажиров. Если это грузовая машинка, то тоже должна быть возможность устроить для детей соответствующую ролевую игру. Взаимодействовать с машинкой, развивать воображение, выстраивать сценарий и играть.

ИД: Как вы узнали об интерактивной песочнице?

МН: Мы познакомились с вашей продукцией на выставке «Международный образовательный салон». Идея и исполнение интерактивной песочницы нам понравились с первого взгляда. Мы поняли, что песочница отлично дополнит концепцию магазина и привлечет к нему дополнительное внимание. Нам нравится, что сейчас мы работаем в формате сотрудничества и предложений с вашей компанией, совершенствуем сценарии для песочницы и интерактивного стола.

ИД: Какие режимы песочницы вы используете в своей работе?

МН: Впечатления положительные, приятно, что режимов много, остановлюсь на тех, которые используем регулярно:

– Топовый режим для нас – это «Поиск Сокровищ».

Режим нравится всем возрастам, в том числе еще не читающим детям. Развивающая функция позволяет изучить понятия «налево», «направо», счет, ориентация на плоскости. Ребенок не воспринимает игру как занятие и легко усваивает данные знания. В чистом виде игровая деятельность, которая приводит к развитию. Для детей с начальным уровнем чтения появляется отличная мотивация, чтобы прочитать задание и выполнить его.

Режим интересен и для умеющих читать детей, в том числе младшего школьного возраста. Пока мы не нашли предел по возрасту ребенка, у всех он вызывает высокую вовлеченность.

– Также очень понравился режим «Вулкан». Зарождение вулкана воспринимается как чудо уже несколькими десятками детей, приходящими в наш магазин и вновь и вновь наблюдающими за этим невероятным действом.

– Режим «Город» используем в работе с детьми регулярно. Как пример выпускаем корабль по реке и получаем увлекательную ролевую игру с различными фигурками и игрушками (транспорт, дома). Отлично работает сценарий с выстраиванием фигурок.

Очень нравится режим «Времена года. Весна». Дети взаимодействуют с предметами, им нравится озвучка, цвета. При смене времен года картина природы меняется, и дети обсуждают, почему это произошло.

– «Подводный мир» – очень интересен. Мы специально заказали наглядный материал по этой теме.

– Игра «Черепаха» вызывает интерес не у всех детей, т.к. она требует внимания, ловкости и усидчивости. В общем, для детей, которые в достаточной мере организованны.

ИД: Как песочница помогает в психологической работе с детьми?

МН: Начнем с интерактивности.

Интерактивность – это комплексное восприятие. Поэтому песочница так хорошо работает – все пять чувств задействованы одномоментно. Например, в режиме «Поиск сокровищ» переход к новому заданию сопровождается активной «отбивкой» (мелодией). Она дает большой стимул для многих детей, особенно для тех, у кого недостаточный уровень похвалы в семье или детском саду. Ребенку это необходимо как подтверждение успеха. Это – мотивационная подпитка ребенка, который испытывает недостаток в похвале.

Интерактивная песочница обладает мощной диагностической функцией. Психолог может понаблюдать за играющими детьми и составить экспресс психологический портрет в течение 15-20 минут. Как ребенок реагирует, как ребенок взаимодействует, как может выполнять или не выполнять алгоритм задания. Каким образом он воспринимает какие-либо ограничения и выполнение правил. Может ли ребенок быть управляемым, либо с этим нужно работать. Наблюдая в течение одного-двух занятий за игрой ребенка в песочнице, психолог отмечает основные моменты. Это уже дает главные направления для работы, не нужно начинать с нуля, «прощупывать» и только к N-ой встрече находить проблему. Я начинаю понимать ребенка, когда он видит песочницу в первый раз, по его реакции уже очень много можно сказать о его личности. Затем в процессе игры подтверждаются первоначальные наблюдения. Конечно, есть погрешности, но в целом все срабатывает просто удивительно!

ИД: Марина Николаевна, благодарим вас за полезную обратную связь и пожелания!

МН: Благодарю вас, успехов в дальнейших разработках!