Инновации детям//Блог

Игры интерактивного комплекса “Играй и развивайся” для детей с ОВЗ

Котлованова Олеся Владимировна

Котлованова Олеся Владимировна

Педагог высшей категории, врач-психотерапевт, специалист по песочной арт-терапии, НЛП-практик, методист компании “Инновации детям”

Все статьи автора

Что такое “Играй и развивайся”?

Образовательные подвижные занятия “Играй и развивайся” – это обучающие и развивающие игры, в которых дети решают увлекательные задачи с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря современным технологиям и нестандартному подходу к занятиям, ребята больше не сидят у монитора, а развиваются и оздоравливаются в процессе увлекательного занятия.

Лечение или развлечение?

Практика показывает, чем более многопланово, разносторонне мы работаем с особенными детьми, тем лучше результаты получаем. Многие детки так перенасыщены лечением (порой и болезненным!), что мотивация к реабилитационным упражнениям резко снижена. Важно, что задания комплекса “Играй и развивайся” воспринимаются детьми с охотой и радостью. Так мы решаем проблему нежелания детей “трудиться” на реабилитационных занятиях: дети воспринимают занятие как игру, а мы решаем наши педагогические и лечебные задачи.

Помощь при реабилитации и коррекции нарушений

Работая с особенными детками мы видим, насколько все они разные – поэтому и коррекционно-реабилитационная программа должна быть строго индивидуальной. Чтобы обеспечить эту вариативность и возможность помочь разным детям с разными проблемами здоровья, мы создали широкий спектр блоков и заданий для комплекса. За счёт этого, грамотно подобранные педагогами-психологами, логопедами и реабилитологами. игры хорошо встраиваются в основную программу помощи ребёнку.

Игры комплекса “Играй и развивайся” в структуре коррекционно-реабилитационной программы для ребёнка с ОВЗ

Взаимодействуя с объектами игр, ребёнок не сидит с гаджетом в руках, не смотрит сомнительный контент, не предоставлен сам себе. Напротив, время этих занятий входит в программу реабилитации так же, как и занятия с массажистами, специалистами ЛФК – ведь ребёнок гармонично двигательно вовлечён в игровой процесс. Время с играми комплекса входит в программу коррекции так же, как и занятия с психологом, дефектологом – ведь игры решают задачи по улучшению когнитивного функционирования детей: улучшение зрительного и слухового внимания, работа с концентрацией, объёмом, распределением внимания, тренировка памяти, улучшение логического мышления и другое.

занятия для детей с ОВЗ

Какую пользу приносит интерактивный комплекс “Играй и развивайся” особенным детям?

Давайте познакомимся с некоторыми играми комплекса и разберём, какие реабилитационные задачи они решают и за счёт каких игровых действий детей достигается лечебный эффект.

Например, в игре “Распорядок дня” нужно расположить картинки повседневных действий в хронологическом порядке и составить рассказ. Игра расширяет и закрепляет знания ребёнка о бытовых навыках и навыках самообслуживания, даёт понимание хронологии последовательности бытовых дел, обогащение словарного запаса. Это игра для занятий с детьми, имеющими следующие особенности: задержка психического развития, умственная отсталость лёгкой и средней степени тяжести, нарушения развития школьных навыков, расстройства аутистического спектра, в том числе, ранний детский аутизм и атипичный аутизм.

Игра “Описательный рассказ”: ребёнок последовательно отвечает на вопросы о загаданном предмете и затем составляет описательный рассказ по своим ответам. Получается, что морковка – оранжевая, сладкая твёрдая, съедобная и т.д.  Задачи игры в контексте реабилитации: знакомство с характеристиками объектов окружающего мира, расширение представлений о предметах, развитие устойчивости внимания, концентрация внимания на задании, обогащение словарного запаса. Подходит для детей со следующими особенностями: задержка психического и речевого развития, аутистические расстройства, синдром дефицита внимания, гиперкинетическое расстройство поведения, нарушение школьных навыков.

Игры сочетают в себе и компонент безопасного поведения. Игра “Переход дороги”: ребёнку нужно перейти по пешеходному переходу в соответствии с ПДД. В игре “Опасные ситуации”: ребёнок выбирает безопасное действие по загадке, перемещаясь в безопасные зоны. Так развивается понимание сложных инструкций, логика, координация движений в соответствии с выводами, расширение знаний о безопасности. Игры хороши для коррекции детей с нарушениями внимания, нарушениями интеллекта при задержке развития, с проблемами моторной сферы и импульсивностью.

Следует отметить, что многие игры рекомендованы слабовидящим детям. Так, например, в игре “Чей голос?” после воспроизведения звука, ребёнок выбирает картинку животного (или называет животное), голос которого услышал и узнал. Так мы тренируем: улучшение слухового внимания и памяти, понимание инструкций, знакомство с характеристиками объектов окружающего мира, расширение представлений о предметах и явлениях. Подходит детям с сочетанными патологиями такими как: задержка психического и речевого развития, задержка психоречевого развития с чертами аутистического поведения, нарушение концентрации внимания, умственная отсталость средней степени тяжести.

Для слабослышащих детей большинство игр могут модифицироваться: звуковые инструкции интуитивно понятны по первым игровым действиям. Например, “Кто я?”: отвечая на вопросы о себе, составляется описательный рассказ, на экране ребёнок видит себя, а выбранные вещи «одеваются». Так происходит знакомство с характеристиками объектов окружающего мира и расширение знаний о себе, развитие устойчивости внимания, концентрации внимания на задании. Подходит для детей со следующими диагнозами: расстройства аутистического спектра, задержка психоречевого развития с чертами аутистического поведения, задержка психического и речевого развития, нарушение концентрации внимания, умственная отсталость и другие.

Есть и игры для улучшения коммуникативных способностей и адаптации. В игре “Снежки” ребёнок видит свои движения на экране, ловит и отбивает снежки. Игру можно проходить вдвоём. А “Эстафета – Транспорт” – это игра-соревнование, где дети быстро выбирают нужный транспорт и “уезжают”. Так, мягко и устойчиво происходит улучшение координации, развитие двигательной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, улучшение социализации и налаживание коммуникаций с другими детьми. Ира используется для детей со следующими особенностями: расстройства аутистического спектра, нарушение моторного развития, диспраксия (двигательная неловкость, неуклюжесть), расстройства эмоциональной сфера, детская робость и многими другими.

Узнайте о продукте больше

Комплекс «Играй и развивайся»

Комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности дети изучают окружающий мир, географию, строение земли, цвета, фигуры, учатся ориентироваться в пространстве, развивают память, внимание и логику.

Подробнее
logo